Город и редакция
Проблемы белых многоэтажек:
08.03.2019 • rusjohn • 256 просмотров
Нынешнее десятилетие в Петербурге можно охарактеризовать как «десятилетие переселения» — сотни тысяч жителей мегаполиса и окружающих городов-спутников массово начали заселяться в крупные застраиваемые массивы, расположенные, как правило, вблизи от кольцевой. Поспособствовали этому привлекательные условия на покупку жилья — но, к сожалению, не те факторы, на которые смотрят при покупке квартиры в уже сложившихся районах.

Кто только внимания на них не обращал — но самым крупным источником, после которого на тему формирования «будущих гетто» стали говорить все СМИ, стал Илья Варламов. Нельзя назвать его материал исключительно правильным, однако он стал одним из первых авторов, заметивших связь разных факторов на ухудшение условий жизни.

Я не буду так критичен, не буду критиковать покупающих квартиры людей, однако тоже осмелюсь рассказать про недостатки новых районов, которые уже сформировали нерешаемый комплекс проблем. Первая из них — сильная заселённость на сравнительно небольшой площади.



Темпы ввода жилых площадей никогда не поспевали за вводом инфраструктуры, и, скорее всего, никогда не поспеют. Виновником можно назвать гиперсильную заселённость каждой отдельностоящей жилой точки. Магазины при всём желании не могут размещаться на первых этажах каждого корпуса, а детский сад со школой в каждом дворе. Более того, сильная заселённость каждого отдельного дома мешает координации общественных движений — двор, объединяющая единица, не воспринимается жителями как что-то своё, из-за большого количества претендентов на один квадратный метр газона, детской площадки или парковки. Если раньше жители двух пятиэтажек прекрасно знали всех соседей в округе, то в суровой нынешней реальности многогоэтажных кварталов хорошо, если запомнятся соседи на три этажа.

Из этой разрозненности вытекает вторая проблема — преступность. Проблема никогда не уходила и из девятиэтажных домов, где редкий обладатель жилплощади в подъезде узнавал всех соседских гостей на лестничной клетке, а уж про 25-этажные можно просто промолчать. Игнорирование, незнание лиц = путь к печальным последствиям, активации злоумышленников и близких к ним людей, развязанных в поведении непониманием окружающих.

 
Фактор сильной заполненности дома приводит к отсутствию ощущения комфорта и защищённости.
 

И бороться за улучшение фактора уже поздно — соседей, безусловно, можно перезнакомить на праздниках или общих общественных работах, но как долго такие связи со столь быстрой сдачей квартир в аренду просуществует, к сожалению, неизвестно.



Другой крупной проблемой, осложняющей развитие района можно назвать отсутствие серьёзного транспортного комплекса.

В данный момент новые кварталы, по-сути, остаются отделёнными от внешнего мира. Тенденции на улучшение не предвидится в том числе из-за расположенности основных транспортных артерий в другом субъекте федерации — город не заинтересован в создании дорог и подключении общественного транспорта для Ленинградской области, поскольку крупные затраты на строительство и объединение технологических систем, в итоге, никак не поспособствуют улучшению жизни в уже сложившихся районах Петербурга. Как итог: отсутствие перспектив и для личного транспорта, и для общественного, использующего те же пути въезда.

 
Нынешняя ситуация плачевна: имеем постоянные пробки на одной-двух выездных дорогах и стоящий в общем потоке, потенциально спасительный, общественный транспорт.


Проблема актуальна и для новых районов Петербурга, однако в отличие от областных микрорайонов, причина кроется в неверной разработке (а то и отсутствии в принципе) проектных планов и недостаточной коммуникации с застройщиками (такой вариант был бы возможен и в вышеуказанных случаях, однако масштабность проектов смогла побудить начать что-то делать).

Важно отметить, что сама по себе плохая связь с городом не является причиной для общей критики новых городов. А вот завязанность на них стоит упоминания.

Мурино и Кудрово не являются самостоятельными городами, обеспечивающими комфортную жизнь. Это — одни из тех городов, которые полностью зависят от соседнего субъекта.

Давайте представим с вами невероятную картину — с завтрашнего дня выезд за пределы жилого района запрещён. В остатке, на одного жителя — 1/10 «Пятёрочки», 1/20 соседнего «Макдоналдса», мизерный кусочек образовательного учреждения для ребёнка и совсем мизерный медицинский центр. Пожалуй, список можно будет назвать завершённым. В выходные такие города полностью снабжаются развлечениями Петербурга — редкая семья останется на два дня в месте, где дети и взрослые не могут отдохнуть от шума и суеты на улице. И исправления также ждать не приходится — ввод в строй нового торгового комплекса, это временное решение проблем отдыха вечером трудного дня для окружающих двух кварталов, но никак не решение проблемы длительного «брейка» для тысяч семей.

Про развитие культурной составляющей говорить не стоит — ей просто в принципе негде появиться и не на чем основываться.

Оправдание: спасти может администрация

Администрация тут не поможет — точка. Бюджет такого крупного по российским меркам региона как Ленинградская область предусматривает решение минимальных вопросов со стороны многоквартирных спутников многомилионного мегаполиса на Неве, но и только. Тратить деньги на создание полной инфраструктуры, которая, по идее, должна была появиться до сдачи первого дома не будут хотя бы из-за наличия других районов, часто тяготеющих к какому нибудь Великому Новгороду или Пскову, нежели к Петербургу. Соответственно, единственным путём для решения проблем является самоорганизация жителей, но, по изложенным ранее причинам, сложноосуществимая.



К сожалению, стоит признать, что новые районы не смогут достигнуть высот сложившихся городов, которые выросли, например, из рабочих небольших посёлков и росли благодаря сначала точечной, а потом всеобщей организации. Масштабность застройки не позволит таким процессам произойти — а жаль.

В материале использованы фотографии Инны Рогальской, Ильи Варламова (varlamov.ru), Ивана Касаткина (lapkamag.ru).
Хостинг от uCoz