Набережные: как должны выглядеть

19 марта 2021 в 20:25

Из-за отсутствия альтернатив и удивительной способности человека привыкать мы почти забыли, какими удобными и полезными могут быть ценные пространства у воды, и как ими стоит распоряжаться. Давайте разберёмся, что вкладывается в понятие «здоровой» набережной и что не так с большинством из них.

Назад в прошлое

Исторически города часто строились у рек, ведь вода была нужна не только для жизни людей — она была и основным способом передвижения в те времена, когда из транспорта были только конные повозки. Именно поэтому районы у рек были оживленными, в них процветала торговля, а путешественники сходили на берег.

В то же время, несмотря на утилитарное использование водных ресурсов, ими пользовались и для отдыха, гуляли вдоль берега, плавали, катались на лодках. Особенно это было актуально в жару.

Как человек потерял воду

После начала массовой индустриализации роль водоёмов всё сильнее смещалась в сторону транспорта. Предприятия и фабрики располагались вблизи от рек, чтобы использовать воду и доставлять сырье и грузы в больших объёмах.

С распространением автомобилизации набережные, как последние лакомые кусочки земли, отдали под дороги. Причём зачастую города пытались сделать эти дороги по стандартам шоссе, ведь река прямая и идёт через весь город – грех не дать ехать быстро из одного района в другой! В итоге шоссе на берегу реки убили всю жизнь, принеся вместо этого круглосуточный шум, пыль и выхлопы. Так человек лишился и рек, и набережных.

Смольная набережная в Санкт-Петербурге. Скриншот: Яндекс.Карты

Новейшая история человека и воды

Сейчас же с развитием транспортной науки отношение к набережным меняется на глазах. Специалисты настаивают, что нельзя пространство вдоль рек рассматривать только как удобную возможность прокатиться с ветерком с окраины на окраину. В здоровом городе у людей должны быть места для отдыха, для повседневных прогулок, да и для работы тоже – многие могут работать в тихих уютных парках. Однако в городе с плотной квартальной застройкой сложно с нуля организовать качественное общественное пространство, места слишком мало. А улицы же, даже если они отданы пешеходам, велосипедистам и ОТ, вряд ли будут полноценным общественным пространством, не тот масштаб, да и транспортная функция остаётся.

Адмиралтейская набережная – потенциальная пешеходная зона. Скриншот: Яндекс.Карты

Именно поэтому необходимо использовать те ресурсы города, которые уже есть. Набережная в этом случае идеальна, ведь она проходит через несколько районов города и может стать общим местом для многих людей.
В то же время здания предприятий, которые 100 лет назад находились на окраине города, сейчас находятся практически в центре, образуя так называемый «серый пояс». В настоящее время всё больше заводов переезжает на окраины агломераций, а старинные производственные комплексы, многие из которых были в том числе и у рек – остаются городу. В данном случае выгодно преобразовать место, изменить его назначение, отдать помещения под офисы, апартаменты, для различных мероприятий. Главное добиться разнообразия, чтобы территория не была закрытым клубом для людей определённой деятельности. Тогда красивое здание цеха может стать основной точкой притяжения набережной.

Один из известных примеров – набережная Сены в Париже. Относительно недавно она мало чем отличалась от набережной Обводного канала в Петербурге, но теперь это набережная для людей.

Пример из России – реконструкция Крымской набережной в Москве.

Фото: the-village.ru

Принципы хорошей набережной

При этом следует помнить, что набережная хороша не тем, что это длинная дорога, а наличием воды. Пешеходная улица может быть где угодно в городе, и если построить набережную с ограждениями, обилием камня и бетона, то она не будет иметь никаких преимуществ перед обычной прогулочной улицей.

Главное в набережной – дать человеку контакт с водой, поэтому всегда необходимо отказываться от серьёзных заграждений – если это позволяет местность, возможно, стоит построить лестницы вниз, понтоны, пристани.

Набережная в Хельсинки. Photo by Abbilyn Zavgorodniaia, Unsplash.

Для защиты от солнца набережная должна иметь много деревьев, а при строительстве следует использовать как можно меньше асфальта и бетона, ведь они нагреваются сильнее, а асфальт ещё и производит вредные испарения.

Движение транспорта на набережной следует минимизировать или и вовсе убрать, люди не смогут себя чувствовать в безопасности, если им придётся перебегать между машинами.

И наконец – на набережной должны быть занятия и активности для всех людей, независимо от возраста и вида деятельности. Качели, детские площадки, газоны (если для них есть место), беседки с крышей для любителей поработать в тишине, ну и конечно же бизнес, у людей должна быть возможность хотя бы купить чашечку кофе.

И финальный штрих – нельзя забывать про биологические потребности. Право на воду можно реализовать с помощью питьевых фонтанчиков, а в стороне от проходов установить общественные туалеты.

Как совместить историю и современный подход

А что же делать с историческими набережными в Петербурге? Гранитные берега являются мировым памятником архитектуры. Ну, во-первых, можно возвращать деревья. По фотографиям, сделанным в советское время, видно, что на набережных Фонтанки, Мойки и канала Грибоедова 30-40 лет назад было в разы больше деревьев, всегда была тень, под которой можно было укрыться от палящего солнца.

Во-вторых, к существующим гранитным лестницам, ведущим к воде, можно подвести небольшие плавучие понтоны со скамейками, столиками, кустиками, чтобы у горожан было хоть и небольшое, но место у воды.

Андрей Рогальский
Текст
Андрей Рогальский
Голос «за»: история становления региональных выборов
Подписывайтесь на нас ВКонтакте: ежедневно рассказываем что-то интересное, собираем карточки и находим примеры для вдохновения
Почему на дорогах нельзя строить дополнительные полосы
Это новая Тактика: в двух словах о том, что здесь будет
Набережные: как должны выглядеть
Маршрутки: минусы, из-за которых от них стоит отказаться
Без конечной: почему метро так медленно строится
Как улучшить город для пешеходов: гид по всем тонкостям